Организация педагогического процесса в ДОУ
Для воспитания личности
необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном
учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к
личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь.
Жизнь в ДОУ должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать
деятельность детей и мешать ей.
Это находит отражение в гибком режиме под условным
названием «Подвижное в неподвижном». Суть его - в свободном выборе
воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач,
погодных условий, объема и сложности обучающего материала.
Воспитатель сам решает, в каких формах и видах
деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи.
Он обязан продумать стиль и модель общения с воспитанниками, позаботиться об
эмоциональном фоне детской деятельности.
Известно, что отношения детей с воспитателями играют
огромную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах,
которые он демонстрирует своим поведением, ребенок черпает представления о
взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
В своих отношениях с детьми воспитатель должен
помнить о том, что:
ребенок ему ничего не должен; это он должен помочь
ребенку стать более состоятельным и ответственным;
в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно
понять, чего добивается ребенок и почему он это делает, и только с учетом его
состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил;
навязывание правил и требований против воли детей - это
насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели;
· запретов и требований не должно быть много - это ведет к
пассивности и низкой самооценке воспитанников;
· тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи
воспитателя так же, как и драчун и егоза;
· благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи
детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и
физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Залог успеха - в использовании ненасильственного управления деятельностью
детей и гуманных методов и приемов воспитания.
Например, если у воспитателя возникает необходимость организовать занятие с
подгруппой или совместную деятельность всех, это заранее обговаривается, с тем
чтобы дети могли учесть намерения взрослого, строя свои планы.
Воспитатель при отборе методов и приемов взаимодействия с детьми должен помнить
следующее:
Обеспечивать успех во всех делах ребенка, и особенно в творчестве, через
разумную дозу помощи - его задача.
Хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно.
Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
Прощать следует искренне.
А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также
приказывать, требовать жестко не следует.
При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и
воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности.
Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня
развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности: их вопросы,
идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его
пределами - важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и
сроков его реализации.
Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то, что для них
значимо в данный момент жизни. Открытое планирование требует перестройки
деятельности воспитателя, которая должна стать свободной от жесткой
методической и содержательной регламентации.
В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации. А
для этого необходимо особое профессиональное умение -умение длительно и
систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать
результаты наблюдений, которые и становятся основой открытого планирования.
Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях:
· на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания
программы (стратегия педагогического процесса);
· на педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует
содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с
ребенком (тактика педагогического процесса).
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку
разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную
деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей,
внесения размеренности в их жизнь необходимо поддерживать ее стабильные
компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон,
питание, прогулка), систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение
предстоящих дел и т.п.
Наряду с этим в повседневную жизнь важно вносить элементы сюрпризности с
тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной; сохранить
специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации
позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном
мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное
обстоятельство - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии
ребенка.
Ведь еще Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение не должно плестись в хвосте
развития, оно должно опережать его. Но фраза Выготского, к которому всегда
апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «только то
обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет
развитие за собой», имеет окончание: «но обучать ребенка возможно только
тому, чему он способен обучаться». И это существенно меняет дело: есть еще
один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с
детьми дошкольного возраста, важно помнить, что обучение не должно разрушать
естественность жизни детей.
Для этого необходимо следующее:
· Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно. Обучение надо организовать
таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо
постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое,
научиться новому.
· Знайте: только имея с ребенком хороший личный
контакт, можно его чему-то научить.
· Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.
· Помните: у каждого ребенка свой срок и свой час
постижения: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка
и очень быстро» (Ж.-Ж. Руссо).
· Сравнивайте достижения ребенка только с его же собственными, но не с достижениями
других людей; избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, и
результатов его деятельности.
Обучая детей, учитывайте их индивидуальные
особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их
нужно знакомить раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять
группу).
Средства наглядности должны иметь границы, т.е.
соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным задачам,
этапу усвоения материала.
Обучение должно происходить в контексте практической
и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач.
Должны быть созданы условия для использования
ребенком поисковых способов ориентировки: чаще обращайтесь к детям с
заданиями - подумать, догадаться.
При выполнении заданий у ребенка должна возникнуть
потребность в знаниях, в том числе способов решения задач.
Дети должны научиться точно и связно выражать свои
мысли: не нагружайте их обилием терминов - объясните суть выражаемых ими
понятий. Понимание важнее запоминания!
Ныне признано всеми: без обучения не может быть
развития. Что это означает с точки зрения дошкольников? Это правильно
построенный процесс обучения, направленный на сохранение самобытности и
специфики дошкольного детства, нормального хода развития детей. Такой процесс
предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение
первоначального значения слову «занятие» - заниматься с детьми чем-то
интересным и полезным для их развития, но не в форме школьного урока, заниматься
подгруппами, которые могут формироваться в соответствии:
· с медицинскими показателями, особенностями
темперамента и складывающегося на его основе характера (подвижность и
медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность);
· с темпом и общим уровнем развития каждого ребенка,
его умственными способностями и эмоциональным и нравственным развитием;
· со склонностями, интересами и предпочтениями самих
детей;
· с содержанием педагогического процесса.
Из сказанного следует: подгруппы формируются всякий
раз по-разному. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование групп не носило
статичного характера: каждый ребенок всегда должен иметь потенциальную
возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и
смены интересов.
Методологические подходы
к организации занятий с детьми дошкольного возраста
(памятка для воспитателя)
1. Образовательная ситуация на занятии конструируется
так, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе
деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
2. На занятии должен главенствовать дух открытия.
3. Обязательны смена мизансцен и движение.
4. Очередной вид деятельности следует начинать с
постановки задачи в общем виде.
5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения
и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои
ошибки и устанавливать их причину).
6. Помнить о необходимости развития речи в любых
формах деятельности.
7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок
говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
8. Учить детей видеть возможность многовариантности
выполнения заданий.
9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50%
времени всего занятия. Продолжительность работы в ученических тетрадях (в
клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте или математике
- не более 10 минут на одном занятии.
10. В процессе руководства детской деятельностью
приемлем лишь демократический стиль общения.
11. Необходимо поддерживать у детей ощущение
успешности.
Содержание занятий должно быть направлено на выявление
индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным:
в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и
навыков, но и основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность
(способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами
взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность
за них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и
продуктивную деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность
(сознательное соблюдение моральных принципов); творчество
(творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим
приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса); компетентность
(определенный объем знаний и субъективный опыт в разных сферах окружающей
действительности, в том числе в способах познания, простейших измерениях, экспериментировании
с предметами); коммуникативность (способность добиваться социальной
общности при сохранении собственной индивидуальности); воля, или
произвольность (способность управлять своим поведением в соответствии
с определенными представлениями, правилами, нормами).
Известный отечественный ученый А.В. Запорожец
неоднократно подчеркивал, что «основы всестороннего развития личности
будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка в детстве... От
того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его
будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и все последующее
формирование всесторонне развитой личности». Мы уверены: образовательный
процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен на развитие личности
каждого ребенка. |