Воскресенье, 05.05.2024

МДОУ Канадейский детский сад
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация для родителей. «Воспитание сердца».

 

 

Сегодня у нас с вами самый главный разговор о сердце ребёнка и его воспитании. Самый главный потому, что сердце- «солнце» организма, а ритм сердца- ритм жизни. Научим сердце ребёнка гореть- и рядом с ним будет тепло каждому; научим верному ритму- и будет он здоров физически и морально.

Вряд ли мы найдём хотя бы ещё одно слово, у которого так много стойких эпитетов: сердце пламенное, горячее, чуткое, доброе, мягкое, чистое. Лучшие человеческие качества- милосердие и сердечность -связал народ с сердцем. Лучшие чувства- любовь, дружба, симпатия, отзывчивость- идут от сердца. Чуткое сердце различает многие движения другой души и даже природы. Сердце вздрогнет первым, затрепещет первым, сердце узнает обо всём намного раньше, чем рассудок дерзнёт помыслить. Чувствуем мы сердце редко, а работает оно постоянно. Но чтобы стать чутким, оно должно быть воспитанным, культурным, утончённым. Невоспитанное сердце некультурно, нечутко, а порой и жестоко.

Так что же и как воспитывать?

Эксперимент с детьми 4-7 лет.

Показатель уровня интеллекта зашкаливал до одарённости, а личностные показатели оказались фактически не сформированными. Дети находились под наблюдением и уже через год благодаря специальной воспитательной системе мы увидели перемены: прибавилось сердечности, эмоциональности в восприятии других, мира и себя в мире.

Родители соревнуются: чей ребёнок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце. Между тем воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца? Чем раньше, тем лучше. Оптимальный срок- ещё до рождения ребёнка. Сердечная любовь матери к своему будущему ребёнку- вот начало воспитания сердца.

Воспитание сердца возможно только при прямом на него воздействии- от сердца к сердцу. Наверняка у каждого есть человек (необязательно родной), с которым существует родство сердечное. Вот к такому чувству сердечного родства надо стремиться, воспитывая ребёнка. Ребёнок перенимает всё от  взрослых – и благожелательность, и добросердечие, и др. качества. Любой наш промах без осуждения и оценки примет в своё сердце малыш, возьмёт в свой арсенал качеств.

Воспитывать чуткость сердца легче всего с сочувствия, с совместного чувствования. В психологии это называется эмпатией, способностью эмоционально входить в положение другого человека, ставить себя на его место. Эмпатия: 1 Сочувствие      2 Сопереживание.

Сопереживание- полное «вхождение» в ситуацию другого с потерей себя, своего взгляда. Это более пассивная позиция (ты плачешь, и я плачу вместе с тобой)

Сочувствие даёт понимание ситуации другого (ты плачешь-я утешаю)

(исследования: повторный инфаркт случается чаще у людей эгоистически направленных на себя, а не на помощь другим)

Почаще ставьте ребёнка на место другого: когда читаете книги (А как бы ты поступил? Тебе было бы приятно, если бы…) Помните, Вы сами- самый главный пример и источник возникновения в маленьком сердце отзвука- СОЧУВСТВИЯ. Вы можете и себя проверить на эмпатийность и развить её, если посчитаете её недостаточной.

Попробуйте посчитать, часто ли к Вам обращаются посторонние люди в течении дня (как пройти, который час)  Норма 3-4 обращения.

Воспитывая сердце, помните: даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть мужественным, стойким. Не закрывайте детям глаза на жизнь, пусть видят и «негатив» Наша задача- научить ребёнка правильному отношению к событиям положительным и отрицательным, «вырастить» в ребёнке стержень, который будет обеспечивать его устойчивость в дальнейшем.

Одной эмпатии недостаточно для воспитания сердца. Эмпатия без рефлексии, без оценки себя в ситуации может привести к нетактичности, к утомительной навязчивости. Умение видеть себя со стороны также следует воспитывать у детей как можно раньше.

Советы родителям: Дома вечером, перед сном, присядьте к нему на кроватку и напомните, чем хорош был прошедший день, что хорошего ребёнок сделал. О плохом нужно сказать в мягкой форме. «Это получилось плохо, да? Завтра мы это исправим». «Ты уже , наверно, пожалел, что так вышло?». В детском саду  воспитатель в конце дня подводит итог: «Мы сегодня много узнали, многому научились. Давайте вспомним, чему именно. Сегодня лучшими моими помощниками были…Кто? Кто самый аккуратный, самый быстрый?» Пусть дети учатся замечать и анализировать качества своих ровесников -так легче  перейти к себе.

Многие дети во всех своих неудачах винят других. Принятие взрослым такой позиции закрепляет его убеждения в том, что всё плохое случается с ним из-за других. («Я хороший, ты –плохой»). Во взрослом состоянии человек не сможет оценить себя адекватно, как и тот у кого сформирована недооценка («Я плохой, ты хороший»). Последнее ещё опаснее, т. к. порождает «неудачливость» человека. Формированию адекватной, объективной самооценки способствует ежедневный «разговор полётов», который одновременно воспитывает сердце, прежде всего такое качество, как справедливость.

Ещё одно качество относится к воспитанию сердца,- ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость к мнению, позиции, поведению другого человека). Терпимость- принятие, терпимость- терпение, терпимость-понимание, терпимость-безразличие, терпимость-подчинение.

Какую же толерантность мы воспитываем?

Воспитываем прежде всего собственную позицию ребёнка, его морально-этический стержень.(Пример: Одного послушаешь- он прав, другого –тоже прав. Кому верить?)  Это пример принятия любого мнения, поскольку нет своего. Воспитываем внутренний стержень, и не страшны будут чужие мнения, устоит ребёнок и перед наркотиками, и перед навязываемыми вредными привычками.

Существует неразрывная связь ума и сердца. Именно гармония ума и сердца даёт наилучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден, даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.  Вспомните сколько раз ваш сердечный порыв останавливался рациональным умом, и тогда гармонии не было. Сколько несделанных добрых дел, несказанных добрых слов, не оказанной помощи.

Воспитание благодарности сердца- профилактика мстительности, агрессивности. Самое действенное воспитание сердца достигается не назиданием, а примером, от сердца к сердцу.

Литература: «Дошкольное воспитание» №6 ,2006г.

Как отвечать на детские вопросы.

                         Памятка  для  родителей.

                       

1 Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2 Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребёнка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3 Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4 Ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

5 Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

6 В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7 Отвечая на вопрос ребёнка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нём чуткость, тактичность к окружающим людям.

8 Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребёнка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты ещё мал. Пойдёшь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

 

 

Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz