Воскресенье, 05.05.2024

МДОУ Канадейский детский сад
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поликультурная предметно-пространственная среда, как фактор социализации дошкольника»

«Человечество обязано дать ребёнку

лучшее из того, что оно имеет»

(«Декларация прав ребёнка»)

Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Поликультурное воспитание – это психолого-педагогический процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненных позиций, основанной на твердых нравственных убеждениях. В какой-то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Поликультурная предметно-пространственная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.

Социализация ребенка – явление многогранное происходящее под влиянием разных факторов: наследственность, атмосферы, среды.

Главная цель социализации – ценностное отношение к элементам соцкультуры толерантного к людям разных национальности.

Перестройка всех сфер жизни современного российского общества определила основную цель учебно-воспитательной деятельности – подготовку подрастающего поколения для жизни в демократическом многонациональном поликультурном обществе. В условиях сближения стран и народов, усиления их взаимодействия наряду с развитием собственной национальной культуры, ставится задача формирования умения общаться с людьми разных национальностей, понимать, ценить и уважать своеобразие других культур.

В нашем детском саду педагоги  пристальное внимание уделяют формированию у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к различным народам и их культурам. Поликультурное образование рассматривается педагогами детского сада как способ приобщения воспитанников к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство. Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Если с раннего возраста ребенок будет знакомиться с культурой разных народов, то их разнообразие будет способствовать формированию эстетического вкуса, а нахождение в них единства – стимулировать взаимопонимание.

Важнейшей, а может быть и главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное образование, целью которого является формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Основными задачами поликультурного образования в нашем ДОУ являются следующие:

  • полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
  • формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  • создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
  • формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
  • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. 

             Работа педагогов ДОУ разделена на этапы:

1 этап в работе по поликультурному образованию – ознакомление ребенка с культурой своего народа, формирование понятия культурной идентичности. Понимание человеком своей культуры – залог осознания в дальнейшем своего жизненного стиля, определение пути коммуникации между различными культурами.

На этом этапе воспитанники детского сада знакомятся с народным этносом: с устно-поэтическим творчеством народов, народным декоративно-прикладным искусством, народными играми, музыкой и музыкальным фольклором. Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль. Единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.

2 этап в работе по поликультурному образованию – создание модели поликультурного образования в детском саду на основе слияния культур народов родного края. В дошкольном возрасте не встает еще вопрос национальной терпимости, это чуждо данному возрасту, малыши максимально открыты любой культуре.

В дошкольном учреждении  разработана модель интегрированного образования дошкольников в контексте культур народов разных стран и культуры народов родного края, т.е. поликультурное пространство. (Например: знакомя детей с предметами быта русского народа, мы делаем акцент на предметы быта народов других стран.)

3 этап в работе по поликультурному образованию – преодоление территориальной ориентации. Так как ребенок-носитель родной культуры должен быть готов к жизни в открытом обществе, то и его развитие должно происходить в многомерном пространстве, построенном на ознакомлении с культурами разных народов мира.

Важнейшей, а может быть, главной составной частью раннего гражданского воспитания должно стать поликультурное воспитание, встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев.

Созданию предметно-пространственной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место. Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение одно из требований к предметно-пространственной среде в ФГОС звучит так: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.

Воспитатели ДОУ большое внимание уделяют  созданию поликультурной среды, формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:

- созданы в старшей группе мини-музей «Игрушки народов мира»;

- организована  неделя традиционных игр народов других стран (сопровождая их музыкальными произведениями этих народов);

- создана коллекция кукол в народных костюмах;

- знакомство детей с приветствиями разных стран;

- организовано подбор книг, открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- подобраны образцы народного быта;

- подобраны образцы национальных костюмов (для кукол, детей);

- создана картотека пословиц, поговорок;

- художественная литература (сказки, легенды, стихи);

- сценарии праздников, досугов.

 

- Художественная литература

Воспитатели подбирают литературу  по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. При подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее: симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных чувств: доброта, заботливость,

желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия.

Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались.

- Сказки

Эффективным средством поликультурного воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

- Национальная кукла

Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

- Подвижные игры с использованием национальных атрибутов

Воспитание этики общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов. В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

 

Большую роль в воспитании играет «Народная игра», она содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

- Произведения искусства (картины, иллюстрации)

Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

- Пословицы и поговорки

Большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: «Не стучи в  чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская).

Основные разделы поликультурного воспитания в ДОУ (организованная совместная и самостоятельная деятельность).

В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и другие.

В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и другие.

В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и другие.

«Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается».

Вывод.

Таким образом предметно- развивающая среда играет большую роль в процессе социального развития и воспитания дошкольников. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или оного дошкольного учреждения формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. При решении задач воспитания и развития дошкольников, педагог должен опираться на взаимосвязь данных понятий: воспитание, развитие, предметно - развивающая среда. Если предметно - пространственная среда в которой действует ребёнок будет информативна, вариативна, многофункциональна, соответствовать уровню психического развития ребёнка тогда будет наблюдаться и гармоничное, всестороннее 

Поиск
Погода

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz