З
О Л О Т А Я Х О Х Л О М А
интегрированное
развлечение в старше-
подготовительной группе.
Программное содержание:
Воспитывать детей на народных традициях, показывая
народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного
фольклора.
Продолжать
заинтересовывать детей хохломскими изделиями, предлагая разыграть момент
ярмарки, знакомя с древними обрядами.
Помочь детям замечать и выделять основные средства
выразительности хохломской росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей
желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет,
самостоятельно выбирать приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям.
Углублять знания детей о народном промысле –
Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.
Прививать любовь к русскому быту с помощью
рассказов, стихотворений , русского фольклора, народной музыки.
Приобщать детей к русской культуре, духовному
богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа, развивать интерес к
народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни,
танцы.
Формировать положительные чувства, интересы,
отражающие представления народа о красоте и добре и передающие эти
представления из поколения в поколение.
Ключевые слова: хохломская роспись, предметы быта, травка,
завиток, ягода.
Подготовка воспитателя. Подбор материала для рассказа о хохломской
росписи. Работа с родителями по сбору выставки хохломских изделий, подготовке
народных костюмов, оформление уголка «русской избы» с атрибутами народного
быта. Рассматривание альбомов «Рукотворная красота», «Народные промыслы»,
беседы по иллюстрациям, знакомство с элементами росписи, с произведениями
русского народного фольклора: загадками , пословицами, поговорками, частушками,
песнями о хохломском промысле обучение игре на деревянных ложках, стиральной
доске, бубне и рубеле. Изготовление коллективных работ, панно по мотивам
хохломы.
Ход развлечения.
В горнице сидит хозяйка и поёт песню « На улице дождик…» Входят
дети в русских костюмах, встают около хозяйки, затем здороваются и делают ей
низкий поклон
- Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.
- Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У
меня изба просторная,светлая, всем места хватит, рассаживайтесь на лавках. (
дети садятся) В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные
мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью назовите
мне, ребята , предметы, украшенные хохломской росписью. Как одним словом можно
назвать эти предметы? ( предметы быта) С большим старанием хохломчане делают свою посуду, придумывают узоры, которые
высматривают в окружающей природе. Какими узорами мастера расписывают свои
работы, назовите её элементы. Какой основной элемент хохломской росписи?
(завиток) Найдите эти элементы в предметах, стоящих на столе.
Сижу, делаю работы для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка , а
изделий мало, коли в гости пришли – помогите мне. Как на Руси водится,
вместе и дело спорится.
Ведущий.
Да, мы пришли специально помочь. Правда , ребята?
Давайте тогда приниматься за работу. Делу время , а потехе час.
Звучит музыка, дети проходят в свои мастерские, садятся за столы и
вспоминают пословицы:
Ведь недаром говориться, что дело мастера боится.
Была бы охота – заладится любая работа.
Без труда не вынуть и рыбку из пруда.
Без дела жить , только небо коптить.
Дети расписывают свои работы. Хозяйка.
- Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Спасибо вам за
помощь. И запомните, не то дорого , что красного золота, а то что доброго
мастерства. Ну, что ж, кончил дело – гуляй смело. Солнце разгорается, наша
ярмарка открывается. Ребята, вы будете сами расхваливать свой товар. ( дети
выходят с работами и читают стихи.
Солнце яркое
встаёт,
Спешит на
ярмарку народ,
А на ярмарке
товары:
Чашки, ложки,
самовары.
Столы и стулья,
ложки, чаши
Покупайте,
Хохлому нашу!
Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица
Золотая Хохлома.
Налетайте,
покупайте
Нет
изделий краше
Нашей
Хохломы.
Роспись хохломская, словно
колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких
соцветий
Всех чудес чудесней наша
Хохлома!
И чего
здесь только нету –
Гроздья
огненных рябин,
Маки
солнечного света
И ромашки
луговин.
Ой, вы , гости дорогие
У нас работы расписные
Писали их, старались
Подарить вам собирались.
Гостю рада
от души
Куклы ,
чаши и ковши.
И богата и
красива
Золотая
Хохлома.
Хозяйка: - А пословицей можно похвалить свою работу. Дети:
Землю красит солнце, а человека труд.
Не бывает скуки, когда заняты руки.
Долг день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки не знают скуки.
Хороший товар сам себя хвалит.
Каков мастер - такова и работа.
( дети
кладут работы и садятся на лавочки)
Девочка.
Много сказочных мест у
России,
Городов у России не
счесть.
Может где-то бывает
красивей,
Но не будет роднее , чем
здесь!
Хозяйка.
Видно солнце с небосвода
Дети водят хороводы.
Дети инсценируют хоровод « Рябинушка»:
Вот и осень наступила
Сад стал золотистый
И рябинушка надела
Чистые мониста.
А надев убор красивый
Всех нарядней стала.
С нами яркая Рябина
Вместе заплясала.
Свои ветки опустила
В пояс поклонилась
Золотистою листвою
С ветром закружилась.
Мы с рябинкой во долине
Лето провожали.
И осенним вечерком
До темна гуляли.
Входит коробейник с коробом, в котором лежат ложки деревянные,
расписные.
На мой товар вы полюбуйтесь
Только не торгуйтесь
Ложки золочённые,
Узоры кручёные.
Выходят ложкари:
Пляшет муха , пляшет тень
Пляшут все , кому не лень.
Ой, жги , говори
Заиграли ложкари.
Дети исполняют на ложках « Барыню». Хозяйка.
До чего ж весёлая Хохлома
Так и хочется запеть.
Частушки о Хохломе.
Осень, осень всё сама
Прячет злато в закрома
Ну, какое это злато
Всё сплошная
Хохлома!
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Хохлома так Хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому.
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому!
Надою я молока
И налью котёнку
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку.
Ох, Россия, ты
Россия
В каждом доме
терема.
Всей земле на
удивленье
Золотая Хохлома.
Русская народная игра « Ну – ка, как Ваня- Ванюшенька». Хозяйка:
В Канадее живем
Песни звонкие
поём.
Дорогих гостей
встречаем
Доброй песней
привечаем.
Выходит девочка в русском народном костюме и поёт песню « Ой,
вставала я ранёшенько». В народную игру «Ручеёк» под мелодию «Золотого кольца»
« Течёт ручей» дети приглашают всех гостей. Хозяйка:
Солнце закатилось ,
Наша ярмарка закрылась!
Мы друг другу на
прощанье
Скажем дружно: « До
свиданья!» |